Старые кладбища Орла

В городах с длинной историей, кладбища являются такой же важной частью прошлого как  сохранившиеся старинные дома и храмы, письменные источники и устные предания. В Европе, хорошо сохранившиеся старые кладбища являются признанными достопримечательностями городов. По ним, как по музеям под открытым небом водят экскурсии. И привлекает туда туристов не могилы знаменитостей, а красота надгробий и склепов, особая и совсем не мрачная атмосфера этих мест. К сожалению, в нашей стране такой традиции почти нет, разве что в Москве или Петербурге. Да и кладбищ старых сохранилось не много. Поэтому этот пласт истории России незаслуженно мало изучен, особенно в провинции.

В Орле, на протяжении почти 450 лет его истории, было много кладбищ. Это связано с тем, что до конца XVIII века на Руси специально устроенных некрополей не было, и умерших хоронили на погостах у приходских церквей. Поэтому история кладбищ неразрывно связана с историей храмов.    Самые древние кладбища нашего города были при первых заложенных еще в XVI веке в Орловской крепости церквях. Это Рождественское, при одноименном соборе, на стрелке Оки и Орлика, Никольское, на пересечении улицы Черкасской и Рыночного переулка у храма позднее названного Николой рыбным. Всего со времени основания и до 70-х годов XVIII века в городе, в разное время существовало около 15 кладбищ при приходских храмах. Часть из них были полностью упразднены еще в XIX веке при перепланировке и расширении города. Другие трагически прекратили свое существование в XX веке.

В конце XVII века в городе основываются два монастыря – мужской и женский. Введенский женский монастырь, с большим кладбищем, первоначально располагался на левом берегу реки Орлик, (между современными ул. Ленина, 7-го Ноября; сейчас в этом месте расположена типография «Труд»).     Успенский мужской монастырь и сегодня существует на прежнем месте. Первое время при нем хоронили только монахов, но к концу XVIII века кладбище при монастыре становится местом упокоения орловской элиты. Там были фамильные склепы и усыпальницы самых знатных дворянских родов, губернаторов, высшего духовенства. По роскоши надгробий, склепов и оград с ним могли соперничать только большие столичные кладбища.

1771 год стал переломным в истории древних некрополей России. В этом году кладбища при городских храмах запретили, решив впредь располагать их в специально отведенных местах за городом. При новых кладбищах строили отдельные церкви. После этого в Орле появились Крестительское (1772 год), и Троицкое кладбища (1778).

Крестительское кладбище сегодня.

Троицкое кладбище.  

Специально как кладбищенскую, начали строить в 1773 году, Ахтырскую церковь (она сохранилась и сегодня более известна горожанам как Никитский собор), но через 13 лет ее сделали приходской, а кладбище перенесли дальше за город.

Сергиевское кладбище находилось на территории завода Текмаш, а точнее в той его части которая примыкает к Нагорному переулку. Кладбище было довольно большое и одной из сторон выходило на правый берег Оки, ещё одной на современный Нагорный переулок. На кладбище была Сергиевская церковь. Церковь стояла радом с перекрёстком Первомайской улицы и Нагорного переулка и сейчас должна быть не далеко от забора на территории Текмаша.

Кладбище открыто в 1786 году. Церковь построена в 1789. В конце 1920-х кладбище закрыли. На его месте начали строить заводские корпуса. Церковь закрыли в 1931 году, а после войны её разобрали. Сейчас это территория завода «Текмаш».

В районе современного парка «Ботаника появилось в 18 веке Старообрядческое кладбище. Позже кладбище стало называться Лутовым по имени местного землевладельца. В 1842 году вместо часовни на кладбище освещена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. В 1884 церковь перестраивали заново. Её закрыли в 1929 году. Кладбище ликвидировали после войны.  

Последним, в XIX веке к уже существовавшим кладбищам добавилось Афанасьевское, при переехавшем на свое современное место женском Введенском монастыре.

С началом XIX века наряду с православными в Орле стали возникать кладбища других религиозных конфессий. Первым, в 1840-х годах, на правом берегу Оки, за вокзалом было основано еврейское кладбище. Оно находится рядом с железнодорожным мостом у гипсового комбината.  Еврейское кладбище было закрыто в 1962. На одной из карт Орла изданной в 1998 году кладбище указано, правда, без названия.

В 1850-е годы, у стен Троицкого кладбища появляются отдельные католическое и лютеранское кладбища, по рассказам старожилов рядом с ними было и мусульманское.

К XX веку в городе действовало около 10 кладбищ. Самым престижным по-прежнему оставался некрополь Успенского монастыря. Много знатных и известных людей хоронили на Троицком кладбище. На этих некрополях было много мемориальных скульптур и просто красивых памятников, богатых склепов, спроектированных известными архитекторами. На Крестительском и Сергиевском кладбищах было больше купцов и мещан. Сохранялась и часть древних погостов при действующих церквях. Это был период расцвета орловских некрополей.

После 1917 года, начался стремительный упадок и разорение исторических кладбищ. Первым пострадал некрополь при Успенском монастыре. Еще в 20-е годы его надгробия пошли на ремонт полтины через Оку. В 1932 году оставшиеся памятники сбросили в реку. На части Сергиевского кладбища в 1928 году начато строительство механосборочного цеха завода им. Рыкова (позже "Текмаш"). В годы войны завод, кладбище и закрытую к тому времени церковь сильно разбомбили. После войны их остатки сравняли с землей и застроили новыми помещениями завода.

Вместе с Борисоглебской церковью, в которой крестили И.А. Тургенева, разрушен и старый, еще приходской погост. На их месте поликлиника УВД по улице Салтыкова-Щедрина. На дореволюционных снимках храма кладбища не видно, но по словам старожилов к моменту сноса церкви оно там еще было.

Та же участь постигла и остатки других древних приходских кладбищ, точное количество которых не известно. Исчезли Лутовское старообрядческое и мусульманское кладбища.

Очень много писали и о немецком кладбище обнаруженном в 2006 году в ходе строительства дома в районе Городского центра культуры (бывш. ДК Дормаш). Пошумели, а дом уже стоит и потихоньку заселяется. Писали, что рабочими было украдено много немецких дорогостоящих жетонов. Один местный житель говорил, что захоронения находили и при строительстве самого ДК и памятника лётчикам на другой стороне улицы.

Однако уже с 60-х годов ХХ века орловские историки и искусствоведы начинают проявлять интерес к древним некрополям города, изучать их историю, делать описания надгробий и оград на них сохранившихся. С начала 1990-х началось возрождение Успенского монастыря. Там были проведены раскопки и найдено несколько целых надгробий и саркофагов. Их предали в краеведческий музей.

К сегодняшнему дню, из других старых орловских кладбищ сохранились остатки еврейского кладбища в районе гипсового комбината. Хотя еще 60-х годов оно заброшено, и большинство надгробий там разбито. Лишь несколько старых памятников сохранилось на Афанасьевском кладбище, где в 1996 году сгорела деревянная церковь. Лучше всего до наших дней сохранились Крестительское и Троицкое (ныне объединенное со старыми католическим и лютеранским) кладбища. Именно туда нужно идти на встречу со старым Орлом.

Источники информации:

Ливцов В.А. Орловский некрополь / В.А. Ливцов - Орел: Издатель: ИП Науменко Д.В., 2011. - 46 с

 

Хранение готовых памятников и оград бесплатно